2016-07-12: Кругосветный полёт Федора Конюхова на воздушном шаре "Мортон"
Федор Конюхов использует трекер Иридиум RockStar PRO для надежной связи в любой точке земного шара.
На летном поле в австралийском Нортхэме началась предстартовая лихорадка — 12 июля около семи утра по местному времени (в два часа ночи по Москве) российский путешественник Федор Конюхов отправится в кругосветный перелет на воздушном шаре «Мортон». Корреспондент «Ленты.ру» побывала на месте старта, побеседовала с воздухоплавателем и его командой и посмотрела, как происходит подготовка к историческому событию.
За сутки до старта — 11 июля в девять утра — аэропорт Нортхэма закрылся для полетов и началась раскладка 60-метрового шара, изготовленного британской компанией Cameron Balloons. Помочь в этом деле международной команде проекта намеревались местные знаменитости — команда по регби, однако к назначенному времени спортсмены не появились — возможно, неоднократные переносы старта не вписались в их график.
Вместо них за дело взялись волонтеры. 77-летний Дон Кэмерон, основатель компании Cameron Balloons, лично руководивший работами, провел краткий инструктаж, после которого добровольцы вынесли и разложили на защитной пленке, которой пользовался еще Стив Фоссет во время своего кругосветного перелета в 2002 году, шар весом две тонны. Туда же, в поле, подвезли гондолу, в которой Федор Конюхов проведет около двух недель. Все это время он будет спать по три секунды каждые полчаса, питаться теплой водой и разведенными в ней сублимированными продуктами. Даже смотреть ночью на звезды, по признанию самого путешественника, ему будет некогда. «Если я увижу, что оказался ниже облаков, — значит, я падаю», — объяснил он.
Как только стала известна точная дата начала путешествия, в местных СМИ и соцсетях, особенно в русской общине в Австралии, появились приглашения прийти и помочь Федору Конюхову подготовиться к старту. Добровольцев предупреждали: будет нелишним захватить с собой еду для себя и окружающих, а также тепло одеться, так как процесс будет продолжаться непрерывно в течение суток, до самого старта, а ночью ожидаются заморозки — до минус двух.
Надо сказать, кругосветный перелет российского путешественника для русских в Австралии — грандиозное событие, а сам Федор Конюхов, как ни странно это слово употреблять по отношению к этому человеку, — суперзвезда.
Начиная с 1 июня, когда команда прибыла в Нортхэм, на поле постоянно приезжают и приходят люди — местные журналисты, автобусы с туристами, которым посчастливилось попасть в Западную Австралию именно в этот исторический момент, мамы с детьми из окрестных поселений и городов, некоторые прилетают с другого конца континента — из Сиднея и Мельбурна, несмотря на приличное расстояние и внушительную цену билета (около 700 австралийских долларов, или 35 тысяч рублей).
Журналисты берут у Конюхова бесчисленные интервью и преподносят презенты от редакций, молодые матери рассаживаются неподалеку на траве с детьми и игрушками и терпеливо ждут возможности сделать фото с героем на память. И все стараются лично сказать что-нибудь доброе, пожелать удачного полета и облегчить предстартовую нервотрепку: приносят лимоны из своего сада, мандарины, мед…
Провожать путешественника в полет за несколько дней до старта прибыл и представитель общины аборигенов Нортхэма Шейн Гарлет. В человеке, одетом в куртку, спортивные штаны и кроссовки, шамана выдавал только пронизывающий суровый взгляд, золото на пальцах, диджериду (древнейший духовой инструмент австралийских аборигенов, к которому нельзя прикасаться женщинам) и национальные песнопения: он призывал хорошую погоду и просил духов помочь отважному воздухоплавателю.
Полуторамесячную суету вокруг себя и гондолы Федор принимал стоически, несмотря на неоднократные изматывающие переносы старта и непрекращающийся поток посетителей. Он ничем не выдавал своего волнения и на вопросы корреспондента «Ленты.ру» о том, что чувствует, с улыбкой, но твердо отвечал: «Чувства пусть останутся при мне, их словами не выразить».
Завидев детей, он расплывался в улыбке и терпеливо позировал для фото. Высокопоставленных посетителей из администраций и консульств встречал рукопожатием и провожал в ангар, предлагая кофе. Туда же, на импровизированную кухню, куда доступ был открыт всем гостям, прибывшим на поле, отправлялись съестные дары.
Пока специалисты проверяли приборы, настраивали горелки, смотрели прогнозы погоды и делали свои выводы, Федор Конюхов сидел на краю гондолы и говорил по мобильному телефону, пытаясь перекричать ветер.
«Коля, придешь в училище, подай руку директору и громко представься! Что-то я за тебя очень сильно переживаю», — кричит он в трубку. Выясняется, что младший сын Николай готовится поступать в Суворовское училище, и это главное, что в эти дни волнует отца.
Когда поток посетителей немного утихал, Федор залезал в гондолу, закрывался там и сидел в одиночестве, собираясь с мыслями, — говорят, настраивал оборудование.
Но колоссальное нервное напряжение последних полутора месяцев, прежде всего из-за бесконечных переносов и неоднократно произнесенных организаторами слов «у нас есть только один-единственный шанс», в конце концов не выдержал даже Федор: во время совещания на прошлой неделе, когда старт уже был назначен на 7 июля и выяснилось, что погода опять испортилась, он просто молча встал и вышел.
Теперь обратного пути нет: шар практически готов к полету, и в ночь с 11 на 12 июля его начнут накачивать гелием. На поле объявили перерыв, а пилот отправился отдыхать перед стартом. Это значит, что 12 июля он точно отправится в кругосветку, если только не случится какой-нибудь форс-мажор.
Обновление от 27.06.2016
Все готово, команда Федора ждет хорошей погоды для начала путешествия.
Следите за полетом Федора Конюхова в реальном времени на сайте проекта Иридиум360.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ
В 2016 году состоится уникальное событие мирового масштаба – известный русский путешественник Фёдор Конюхов совершит одиночный кругосветный перелёт вокруг Земли на воздушном шаре "Мортон".
Делая ставку на современные отечественные и мировые технологии, Фёдор Конюхов намерен превзойти показатели полёта американца Стива Фоссетта, который первым в одиночку облетел Землю на воздушном шаре, и поставить ряд новых мировых рекордов.
Учитывая важность и значимость события, проект получил одобрение президента РФ Владимира Путина и мэра Москвы Сергея Собянина.
Воздухоплавательная экспедиция Фёдора Конюхова проходит при поддержке Русского географического общества (РГО) под патронажем его первого вице-президента Артура Чилингарова. Председателем Попечительского совета РГО является президент РФ Владимир Путин, а президентом РГО – министр обороны РФ – Сергей Шойгу.
Перелёт будет проходить над тремя океанами и тремя континентами. Старт и финиш состоятся в Австралии.
Маршрут перелёта: Австралия – Тасманово море – Новая Зеландия – Тихий океан – Южная Америка (Чили и Аргентина) – Фолклендские острова – Атлантический океан – Африка (ЮАР, мыс Доброй Надежды) – Индийский океан и финиш в Австралии. Длина маршрута составит порядка 33-35 тысяч километров.
За всю историю мирового воздухоплавания было осуществлено всего два успешных перелета вокруг света.
Вы можете следить за перемещением экспедиции в режиме реального времени на сайте проекта Иридиум360°.
В марте 1999 года два пилота: Бертран Пикар (Bertrand Piccard) и Брайн Джонс (Brian Jones) с третьей попытки смогли облететь вокруг света, затратив на перелет почти 20 суток (19 дней, 21 час и 55 минут). Экипаж-двойка выбрал северный маршрут, со стартом в горах Швейцарии и финишем в пустыне Египте. Команда преодолела маршрут в 40 тысяч километров.
В июне 2002 года американец Стивен Фоссетт с шестой попытки в одиночку смог облететь на воздушном шаре вокруг света. Для совершения кругосветного полета Фоссетту потребовалось 13 дней, 8 часов, 33 минуты. Он выбрал южный маршрут. Стартовал и финишировал в Австралии. За время полета американец преодолел 33 тысячи километров.
Оба воздушных шара был спроектированы и созданы компанией Cameron Balloons (Англия, Бристоль). Эта же компания создает воздушный шар «Мортон».
Кроме этих двух успешных проектов, было еще 10 неудачных попыток, включая проекты сэра Ричарда Брэнсона.
Фёдор Конюхов планирует улучшить эти показатели и попытаться облететь земной шар быстрее Стива Фоссетта. За 13 лет с момента полета американского воздухоплавателя технологии, материалы и системы обеспечения шагнули вперед, и Фёдор Конюхов делает ставки на современные технологии.
Максимальная скорость полета шара «Мортон» будет составлять до 300 километров в час (рекорд скорости у Стива Фоссета – 320 километров в час). Во время одиночного кругосветного полета Фёдору Конюхову придется спасть всего 4 часа в сутки, урывками по 30-45 минут. Также ему регулярно придется выходить за пределы кокпита, проверять и очищать ото льда горелки и переключать баллоны. Все эти работы он проводить на высоте 5-10 тысяч метров, на скорости 100-200 км в час и при температуре воздуха – 40 градусов.
Совершить такой длительный перелёт позволит специальная двухуровневая конструкция шара, сочетающая использование гелия и солнечной энергии, в то время как на шаре, наполненным горячим воздухом, облететь вокруг света в безостановочном режиме невозможно. В Англии для Фёдора Конюхова уже строится шар «Мортон», способный улучшить все предыдущие мировые достижения. Его изготавливает компания Cameron Balloons (Бристоль), та же, что создавала шар для Фоссетта.
Объем воздушного шара «Мортон» составит 15 500 кубических метров. Высота конструкции - 56 метров. На старте шар будет весить 10 тонн, а на финише – около 4 тонн. Шар будет иметь российскую регистрацию, и российское оборудование, в том числе оснащён спутниковой системой ГЛОНАСС, солнечные батареи и другие приборы отечественного производства.
Шар «Мортон» будет представлять комбинированный аэростат типа Розьер. Это аэростат, в котором подъёмная сила создается газом легче воздуха (гелием) и подогревом несущего газа. Днем шар будет подниматься и находиться на заданной высоте за счет солнечного тепла и расширения газа гелия, а в ночное время за счет работы газовых горелок, которые будут подогревать воздух, находящиеся под нижней камерой. Для работы горелок, Фёдор берет с собой 34 стальных баллона с газом пропан весом 180 килограмм каждый.
Гондола, в которой в течение всего полёта будет находиться пилот, построена из углеволокна (карбона). Она будет оборудована люком и одним смотровым окном, а под днище будут установлены два киля на случай посадки в океан и даже плавучий якорь. Полет будет проходить по большей части над океанами, и капсула должна сохранять плавучесть в случае вынужденной посадки в океан. Внутри она будет напоминать отсек спасательной шлюпки с автономностью до 7 дней. Навигационная рубка, место для сна – вот тот минимум удобств, который будет в гондоле. На высоте свыше 5 тысяч метров Фёдор Конюхов должен будет использовать кислородную маску, такую же, как он использовал при восхождении на Эверест. Перед стартом, в мае 2016, Фёдор планирует провести несколько недель в базовом лагере Эвереста (выше 5 тысяч метров), чтобы пройти акклиматизацию. Из Гималаев Фёдор планирует отправится в Австралию, к месту старта (город Northam), куда транспортная компания DHL должна доставить воздушный шар и все необходимое оборудование.
Планируемый перелёт – наглядный пример глобального взаимодействия, подчёркивающий открытость России к международному сотрудничеству. Помимо России, занимающей в проекте ведущее место, в его реализации принимают участие специалисты из многих стран: шар строится в Англии, автопилот предоставлен специалистами из Голландии, метеоролог из Бельгии, консультанты по наполнению оболочки из США и Австралии, старт состоится в Австралии, пилот из России, генеральный партнёр проекта – российская компания «Мортон», навигационное оборудование – российское. Спутниковая связь предоставлена компанией Иридиум совместно с ЗАО "МВС Телеком". Этот грандиозный перелёт обозначит передовые позиции России и продемонстрирует способность нашей страны осуществлять глобальные проекты мирового уровня.